МКОУ "Худигская СОШ"
c. Худиг Агульского района Республики Дагестан
  • Школа Минпросвещения России

    Школа Минпросвещения России

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

    «Институт управления образованием Российской академии образования»

    Концепция

    «ШКОЛА МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ»

    Москва

    2022

    I. Общие положения

    Концепция «Школа Министерства просвещения Российской Федерации» (далее – Концепция, «Школа Минпросвещения России») является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями. причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021 г.).

    Концепция направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».

    В Концепции реализованы приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:

    формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);

    укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;

    обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

    Предпосылки разработки Концепции.

    Современная отечественная система школьного образования за последние годы претерпела существенные количественные и качественные изменения. Система школьного образования, столкнувшись с экономическими и социальными вызовами, ответила динамическим увеличением числа общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации, в которых отчетливо проявились диверсификационные процессы в содержании образования, материально-техническом оснащении. В некоторых регионах страны, особенно в сельской местности, не произошел переход на качественно новый уровень обучения школьников, как в большинстве городских школ. Одновременно трансформации подверглись профессиональные компетенции, обязанности учителя, произошла дифференциация внутри учительского корпуса.

    В контексте общей тенденции по формированию целостной системы российского образования проблема неоднородности и разобщенности системы общего образования приобрела особую остроту. Новые требования к качеству общего образования актуализировали ряд профессиональных и социальных проблем, в числе которых: увеличение непедагогической нагрузки учителей, привлечение репетиторов для достижения высоких образовательных результатов, неоднородность подходов к организации образовательной среды, разный уровень профессиональной компетентности учителей, разнообразие программного и учебно-методического обеспечения, дефицит отдельных групп педагогических кадров (логопед, дефектолог, психолог и др.), трудности с личностным и профессиональным самоопределением детей, замещение традиционного общения сетевым, интернет-зависимость, кибербуллинг, неоднородность условий семейного воспитания; низкая мотивация к обучению, самообразованию, саморазвитию; рост случаев социально-опасного поведения; неоднородность организации досуга во внеурочное время; рост числа обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью; рост числа обучающихся с неродным русским языком; проблемы с организацией питания1.

    Для реализации приоритетных направлений развития образования и преодоления выявленных проблем актуальным является формирование единого образовательного пространства, в которых школы функционируют в соответствии с едиными требованиями к содержанию обучения, воспитательной работе, профориентации и развитию детей с разными потребностями и интересами, к средовым условиям развития ребенка и трудовой деятельности педагога, предполагающей ориентацию в деятельности на эталонную модель государственной школы и создание благоприятных условий для достижения результатов эталонной модели школы всеми российскими образовательными организациями общего образования.

    II. Цель и задачи Концепции

    Целью Концепции является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».

    «Школа Минпросвещения России» представляет собой центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.

    Задачи Концепции:

    1. Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.

    2. Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.

    3. Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.

    4. Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.

    5. Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.

    6. Формирование личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.

    7. Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).

    III. Описание модели

    «Школа Министерства просвещения России»

    «Школа Минпросвещения России» – эталонная модель общенациональной школы будущего, соответствующей единым требованиям к образовательной среде, школьному климату, организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности, достигающей определенных результатов и показателей деятельности, которые измеряются едиными общенациональными процедурами.

    Реализация модели «Школы Минпросвещения России» является механизмом формирования единого образовательного пространства через создание единой информационной системы, координацию финансов, прав, нормативных и содержательных основ, выработку единых правил приема в учебные заведения, преемственность содержания образования, условий продолжения или получения образования при переезде из одной территории страны в другую (смена школы, города, региона проживания), сохранение единства народов, российского сознания и духовной близости, государственного языка и родных языков и др.

    Основные принципы формирования и деятельности «Школы Минпросвещения России»:

    обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся,

    сохранение здоровья и обеспечение безопасности обучающихся,

    непрерывное совершенствование качества образования,

    развитие обучающихся (интеллект, талант, личность),

    социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия),

    поддержка учительства (инвестиции в педагогов, постоянное профессиональное развитие на основе адресного методического сопровождения),

    участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата (детско-взрослая общность, положительные эмоции, доверие и уважение, школьные традиции),

    конструирование современной мотивирующей образовательной среды (амбициозные задачи для каждого ученика по принципу: обучение, опыт, демонстрация).

    Реализация основных принципов формирования и деятельности «Школы Минпросвещения России» осуществляется по следующим магистральным направлениям:

    «ученикоцентричным»: знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация,

    учитель,

    школьный климат,

    образовательная среда.

    Ключевые характеристики и параметры «Школы Минпросвещения России» описаны через систему критериев единого образовательного пространства, способствующих синхронизации нормативно-правового и методического обеспечения, различных активностей, проектов, мероприятий, необходимых каждой образовательной организации для формирования устойчивой системы качественного образования.

    Критерии единого образовательного пространства

    Магистральное направление

    Критерии

    1. Знание:

    качество и объективность

    Единые примерные рабочие программы, единое календарно-тематическое планирование.

    Единые подходы к составлению расписания уроков.

    Объективная внутришкольная система оценивания (в том числе ВПР).

    Единые рекомендации по контрольным работам и домашним заданиям.

    Единая линейка учебников.

    Примерные углубленные программы (с 7 класса).

    Внеурочная деятельность (10 часов рекомендованных курсов).

    Проектная и исследовательская деятельность.

    Сетевая форма обучения.

    Наставничество (поддержка молодых учителей).

    Современный модульный курс «Технологии» - платформа технологического образования, кластер формирования метапредметных результатов образования.

    Методическая служба.

    План мероприятий по развитию инклюзивного образования.

    2. Здоровье

    Единые рекомендации по здоровьесбережению в школе, в том числе при занятиях за ПК.

    Среда без ПАВ (наркотики, алкоголь, табак).

    ГТО.

    Летний оздоровительный лагерь (в том числе тематические смены).

    Доступность спортивной инфраструктуры для семей с детьми (во внеклассное время).

    Горячее питание (единое меню, родительский контроль).

    Школьные спортивные команды.

    3. Творчество

    Школа полного дня: внеурочная деятельность и дополнительное образование.

    Система конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций.

    «Большая перемена».

    Школьный хор.

    Школьный театр.

    Школьный музыкальный коллектив.

    Школьный пресс-центр (телевидение, газета, журнал).

    Школьный музей и музейная педагогика.

    4. Воспитание

    Рабочая программа воспитания.

    Календарный план воспитательной работы.

    Советник по воспитанию.

    Штаб воспитательной работы.

    Единые подходы к работе с родительским сообществом.

    Комната детских инициатив/ученического самоуправления.

    Государственная символика (флаг, герб, гимн).

    Ученическое самоуправление.

    Детские и молодежные общественные.

    объединения (РДШ, «Юнармия», «Большая перемена», «Орлята России»).

    Программы краеведения и школьного туризма.

    Повышение квалификации педагогических работников в сфере воспитания.

    Подходы к оценке качества ВР.

    Волонтёрское движение.

    5. Профориентация

    Система профессиональных проб в разных профессиях.

    Тематические экскурсии и события с участием профессиональных сообществ, бизнеса.

    Программа «Билет в будущее».

    Сетевые программы профориентации совместно с колледжами, вузами.

    Психологическое и тьюторское сопровождение выбора профессии.

    Вовлечение семьи в профориентационный процесс.

    6. Учитель

    Единое штатное расписание.

    Развитие и повышение квалификации.

    Школьная команда.

    Методическое сопровождение педагогического состава.

    Система наставничества.

    Участие педагогов в конкурсном движении.

    Единый реестр профессиональных конкурсов.

    Система материального и нематериального стимулирования.

    7. Школьный климат

    Психологический комфорт для всех (психолого-педагогическая служба (психолог, логопед, дефектолог, медсестра).

    Кабинет педагога-психолога для проведения коррекционно-развивающих занятий и проведения консультаций.

    Антибуллинговые программы.

    Зона отдыха (школа полного дня).

    Создание «Центра здоровья» (бассейн; танцевальные классы; соляная пещера; кабинет «Наш организм» (изучение питания); скалодром; интерактивная комната (комната тишины).

    Эмоциональная поддержка в период сдачи экзаменов.

    Креативные пространства (специальные наставники организуют конкурсы, фестивали, конференции, привлекают к подобной деятельности учеников, учителей, родителей.

    8. Образовательная среда

    Трансформируемое пространство, архитектурная доступность.

    ЦОС (поддержка всех активностей).

    Кванториум/Точка роста.

    Сцена (театр, конференция, фестиваль).

    Школьное кафе.

    Школьный сад (огород).

    «Белый интернет», ограничение использования мобильных телефонов.

    Государственно-общественное управление.

    Комплексная безопасность.

    Единые подходы к штатному расписанию (количество административного персонала на контингент, узкие специалисты).

    Библиотека/Медиацентр.

    Выделенные направления и включенные в них критерии являются инструментами создания и поддержания единого образовательного пространства. Комплекс критериев детализирован в систему уровневых требований к деятельности школы; достижение максимально возможных значений критериев способствует переходу школы от одного уровня к другому, формирует эталонную школу – «Школу Минпросвещения России». При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.

    IV. Уровни освоения модели

    «Школы Минпросвещения России»

    В зависимости от исходного состояния школы выделяется 3 уровня освоения модели «Школы Минпросвещения России»:

    базовый (минимально достаточный),

    средний,

    полный (эталонный).

    Каждый уровень характеризуется определенным набором значений показателей по каждому критерию.

    Базовый уровень включает в себя необходимый минимум пакетных решений для обеспечения качественного образовательного процесса в образовательной организации.

    Средний уровень представляет собой расширенный комплекс условий, позволяющий обеспечить освоение обучающимися навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс.

    Полный (эталонный) уровень включает в себя все доступные инструменты для реализации всех успешных практик системы образования Российской Федерации.

    V. Внедрение Концепции

    «Школа Минпросвещения России»

    Внедрение Концепции будет происходить в соответствии с решениями общеобразовательных организаций, согласованными с муниципальными и региональными органами управления образованием, согласно этапам внедрения.

    Участие в проекте «Школа Минпросвещения России» направлено на выявление потенциала развития школы и представляет собой перспективный план ее деятельности, сформированный на основе полученной информации и включающий комплекс задач программы развития школы, решение которых поможет школе выйти на следующий уровень.

    Предполагается, что российские общеобразовательные организации общего образования, вовлеченные в проект «Школа Минпросвещения России», имея различные состояния инфраструктуры, кадровых ресурсов, социальных, экономических условий деятельности школ, смогут достичь желаемого уровня эталонной (полной) школы при соблюдении установленных требований к организации единого образовательного пространства.

    Этапы реализации проекта «Школа Минпросвещения России»:

    1 этап. Проведение самодиагностики образовательных организаций.

    Образовательные организации проводят по разработанной методике самодиагностику для определения и фиксации уровня вхождения в проект.

    По результатам первичной диагностики определяется соответствие образовательной организации одному из уровней либо несоответствие никакому из них. Переход школы от одного уровня к другому производится посредством реализации школьной командой управленцев и педагогов системы конкретных мероприятий, включенных в программу развития образовательной организации, постоянного мониторинга эффективности принимаемых мер и оперативным внесением корректив в случае необходимости.

    Несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников и т.п.

    Первоначальная оценка состояния образовательной организации (определение уровня, на котором она находится сейчас) является инструментом самодиагностики школьной команды в целях определения сильных и слабых сторон, направлений развития, выделения (при необходимости) специфических черт школы, то есть той информации, без которой невозможно эффективное принятие управленческих решений, в том числе кадровых и финансовых.

    2 этап. Разработка методических рекомендаций.

    Разработка «настольной книги» директора школы – серии методических рекомендаций, объединённых тематически по направлениям:

    • Философия образования: преемственность традиций.

    • Содержание образования.

    • Инклюзивное образование.

    • Воспитание.

    • Творчество.

    • Профориентация.

    • Здоровье.

    • Учитель. Школьные команды.

    • Школьный климат.

    • Образовательная среда.

    3 этап. Апробация в пилотных школах.

    В пилотных школах организовано внедрение модели «Школы Минпросвещения России» и формирование содружества школ в рамках единого образовательного пространства. Апробацию целесообразно проводить в форме школьной инновационной площадки по выстраиванию тактических шагов и анализу дефицитов реализации Концепции.

    4 этап. Выявление и ликвидация дефицитов для реализации Концепции.

    По итогам апробации Концепции организован мониторинг, проведён анализ, выявлены дефициты реализации Концепции. Разработаны методические рекомендации по ликвидации дефицитов.

    5 этап. Массовое внедрение Концепции.

    Во всех школах, коллективы которых по согласованию с муниципальными и региональными органами управления образованием приняли решение о вхождении в проект, организовано внедрение Концепции с учётом методических рекомендаций, разработанных по результатам апробации.

    6 Этап. Обеспечение материально-технической базы образовательных организаций.

    По итогам мониторинга апробации Концепции, выявлены дефициты реализации Концепции в части материально-технической базы образовательных организаций, разработаны соответствующие программы и условия участия в них образовательных организаций, которые вошли в проект.

    7 Этап. Внесение изменений в стратегические документы, нормативно-правовые акты.

    В случае выявления дефицитов для реализации Концепции в части содержания стратегических документов, нормативно-правовых актов, организовано профессионально-общественное их обсуждение с последующей разработкой предложений о внесении дополнений и/или изменений с целью ликвидации противоречий.

    VI. Результаты и эффекты внедрения Концепции

    «Школа Минпросвещения России»

    Реализация Концепции «Школа Минпросвещения России» позволит достичь следующих результатов и эффектов:

    - создание условий для развития каждой школы, стремящейся к достижению желаемого образа будущего, педагогический коллектив которой будет готов и способен к совершенствованию своих профессиональных компетенций, к развитию образовательного пространства школы, муниципалитета, региона, страны в целом;

    - создание условий для повышения качества общего образования путем организации на более высоком уровне работы с обучающимися, демонстрирующих высокие образовательные результаты;

    - создание единых нормативных, методических документов функционирования образовательных организаций;

    - создание новых управленческих механизмов, обеспечение устойчивой взаимосвязи школ с социумом;

    - создание условий для притока молодых педагогов в систему общего образования в субъектах Российской Федерации;

    - создание эффективных механизмов действенного вовлечения в процессы отечественного образования всех категорий российского общества: родителей, государства, профессиональных и бизнес сообществ, средств массовой информации, общественных объединений, местных территориальных сообществ.

    В результате внедрения Концепции будет реализован базовый принцип справедливости при получении образования, сформировано единое образовательное пространство, созданы условия для повышения конкурентоспособности отечественной школы.

    Реализация проекта «Школа Минпросвещения России» позволит обеспечить переход к следующему этапу развития отечественной школы, как Школы, формирующей единое пространство обучения, воспитания, всестороннего развития детей и молодёжи России.

    1 Результаты экспресс-исследования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования, январь 2022 г.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie