МКОУ "Худигская СОШ"
c. Худиг Агульского района Республики Дагестан
  • СНИЖЕНИЕ бюрократической нагрузки педагогов

    О снижение бюрократической нагрузки на учителей

    С 1 сентября 2022 года изменились нормы, регулирующие объем документарной нагрузки на учителей. Принятые поправки в закон «Об образовании» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.

    Благодаря этому закону учителя работают с минимальным количеством документов, напрямую связанных с образовательным процессом: это рабочая программа и классный журнал. Преподаватели кружков и секций заполняют также журнал внеурочной деятельности, классные руководители – план воспитательной работы. По запросу педагоги могут писать характеристики на обучающихся. За ведение остальной документации отвечают административные работники. Данный перечень утвержден приказом Минпросвещения России от 21.07.2022 № 582. 

    Закон дает образовательным организациям право применять в своей деятельности электронный документооборот. Таким образом, школы смогут не предоставлять бумажные версии документов, а в случае запросов им не нужно будет дублировать информацию, которая уже отражена на сайте школы. 

    Введение дополнительного перечня документации для заполнения учителем возможно на уровне региона только по согласованию с Министерством просвещения России.

    Федеральный уровень

    Министерство ведёт последовательную работу по снижению бюрократической нагрузки на педагогов. Ранее совместно с Рособрнадзором Министерством уже были выпущены рекомендации, чётко ограничивающие бюрократическую нагрузку на педагогов и сокращающие список необходимых документов для заполнения.

    Электронная приёмная 2022@edu.gov.ru работает круглосуточно. Всё, что нужно, это написать своё обращение и отправить его на электронную почту, указав
    – свои координаты и удобную обратную связь;
    – регион;
    – педагогический стаж.

    Региональный уровень

    В случаях несоблюдения введенных ограничений педагоги могут направить обращения на электронную почту горячей линии:

    При этом необходимо указать  школу и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены специалистами Рособрнадзора.

    Телефон  горячей линии Министерства образования:

    Школьный уровень

    Наименование документа
    Приказ МКОУ "Худигская СОШ"  от 14 Март 2023 года "Об обеспечении снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников"    

    Школьный телефон горячей линии по вопросам снижения бюрократической нагрузки на педагогов:

    Директор: Шабанов Играмудин Махмудович

    Телефон: +79630223315

    E-mail: hudig-sosh@mail.ru

    Нормативные документы

    Наименование документа

    Файл \ Ссылка
    Приказ Минпросвещения России от 21.07.2022 N 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ"(Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2022 N 69724) Документ
    О снижении документационной нагрузки учителей от 18.12.2020 г.
    Письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора от 22.12.2022 № СК-773/03 / 01-141/01-01 "О снижении бюрократической нагрузки на образовательные организации" Документ
    Должная иснтрукция учителя Документ
    Должностная инструкция классного руководителя Документ
    Мероприятия по снижению бюрократической нагрузки в системе образования Документ

    Информационный бюллютень

    Дальнейшие шаги по снижению документационной нагрузки на педагогов и образовательные организации всех уровней образования были обсуждены в ходе межведомственного совещания, которое прошло под руководством главы Рособрнадзора Анзора Музаева.

    Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора напомнил о тех шагах, которые уже были сделаны в данном направлении. Приняты поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ» и приказ Минпросвещения РФ, которые ограничил пятью позициями перечень документов, обязательных для ведения школьными учителями. Деперсонифицированный опрос, проведенный среди 6 тысяч педагогов из всех регионов России, показал, что четверть из них уже ощутили на себе положительный эффект от этой меры. Однако остаются проблемы с применением данных норм на местах.

    Кроме того, в ходе встречи с руководителем Рособрнадзора Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин поставил задачу продолжить эту работу, разгрузив от избыточной документационной нагрузки организации других уровней образования. Координировать эту работу поручено Рособрнадзору.

    «Работу в этом направлении нужно расширить на все уровни образования и разгружать всех педагогов, дать им время заниматься своей основной работой – передавать знания. Здесь право главного голоса должно быть за экспертным сообществом: что нужно оставить, а от чего надо избавляться, что повлияет положительно на систему и разгрузит образовательные организации от ненужной волокиты. Сюда входит не только работа с документами, но и с информационными системами, разнообразные мониторинги», — заявил Анзор Музаев.

    Заниматься анализом ситуации и подготовкой проектов нормативных актов будет межведомственная рабочая группа, а также четыре созданных при ней подгруппы по различным уровням образования (дошкольному, школьному, среднему профессиональному и высшему). Руководителем-координатором межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования является советник главы Рособрнадзора, директор по развитию группы компаний «Просвещение» Наталья Алтыникова. Проекты нормативных документов, подготовленные межведомственной группой, будут направляться для финального обсуждения и утверждения на рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования под руководством Елены Шмелевой, а затем оформляться в виде законодательных и нормативных актов.

    «При подготовке решений нужно руководствоваться принципом «не навреди». Все наши действия должны быть направлены на то, чтобы система стала работать лучше, а не хуже, и учитывать интересы образовательных организаций, регионов и федерального центра», — подчеркнул Анзор Музаев.

    Наталья Алтыникова рассказала о результатах проведенного анализа ситуации с документационной нагрузкой в образовательных организациях. По ее словам, проблема связана в первую очередь с огромным количеством запросов в образовательные организации от федеральных и региональных структур, мониторингов и информационных систем, которые не интегрированы между собой.

    «На сегодняшний день никто в стране не владеет информацией обо всем объеме собираемых данных в системе образования. Здесь нам нужно четко понять, какая информация нам действительно нужна для того, чтобы управлять качеством образования, и уже, исходя из этого, выстраивать все остальное: отчетность, мониторинги, информационные системы», — отметила она.

    Наталья Алтыникова рассказала, что воспитатели детских садов сейчас ведут более 50 документов, значительная часть которых связана с медицинским функционалом. Анализ мониторингов дошкольного образования, проведенный в одном из регионов, выявил, что суммарно данные собираются по 365 показателям. «Непонятно, кто и как с этими данными дальше работает. Никакой обратной связи образовательные организации не получают», — констатировала она.

    У вузов и организаций СПО ситуация разная. Список обязательной документации для них нигде не регламентирован. Так, один из вузов представил в рабочую группу перечень отчетов, которые он направляет в различные внешние инстанции, насчитывающий 171 документ.

    «Общий бич – дублирование запросов, которые приходят от разных инстанций, и дублирование информации в информационных системах. Вузы заполняют порядка 50 информационных систем, в системе СПО их около 20. Нужно сделать так, чтобы избежать дублирования информации и сделать доступ к этой информации всем тем ведомствам, которым она нужна, без направления соответствующих запросов», — сказала Наталья Алтыникова.

    Статс-секретарь – заместитель руководителя Рособрнадзора Сергей Рукавишников рассказал о плане-графике работ по снижению бюрократической нагрузки в системе образования. По его словам, соответствующие поправки в закон «Об образовании в РФ» должны быть подготовлены и рассмотрены Госдумой РФ уже в июле 2023 года, а не позднее 1 декабря должны быть приняты и опубликованы подзаконные акты – приказы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования к обязательной для ведения документации для образовательных организаций разных уровней образования.  «С 1 марта 2024 года все нормы, касающиеся бюрократической нагрузки, должны вступить в силу», — сообщил Сергей Рукавишников.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie